В парке прошёл симпозиум по камню. Скульптуры Антон Плохоцкий, Сергей Кныш, Иван Лунин, Дмитрий Ряпасов, Сергей Малютов, Александр Жидков объединились, чтобы создать скульптуры из местного камня – известняка. Итогом двухнедельной работы стали шесть фигур животных.
«Благородный олень», скульптор Антон Плохоцкий |
Кабан, олень, хищные птицы, лев выполнены в «скифском зверином стиле». Этот стиль искусства сложился в VII-IV вв. до н.э. на огромной территории Евразии от Средней Европы до Северного Китая среди кочевого и полукочевого населения. Изначально такой декор использовался для оружия и деталей конской упряжи, но позже чаще применялся в ювелирном искусстве и предметах быта.
Скульптора Ивана Лунина на работу «Скифский вепрь» вдохновило украшение конской сбруи в виде кабана, сделанное около VI века до нашей эры. Кабан олицетворял в скифской мифологии силу и доблесть. «Для меня было важно, сохранив в этой скульптуре признаки «звериного стиля», сделать пластические ходы более плавными, вдохновляясь формалистической скульптурой 20 века» - говорит скульптор.
«Скифский вепрь», скульптор Иван Лунин |
Чаще всего древние народы изображали оленя, реже – лося, пантеру. Очень редко – льва. Популярными у кочевников были звери, обладавшие силой и выносливостью, стремительностью и быстротой реакции, зоркостью и тонким обонянием, мощью первого удара. Из животных также встречаются козёл, кабан, хищные птицы. Птицы играли огромную роль в жизни древних народов, которые верили, что Боги могут превращаться в птиц, и считали птиц посредниками между царствами живых и мёртвых.
Скульптор Александр Жидков: «Скифы верили в охранительные свойства предметов с изображениями зверей и птиц, призванных устрашать и отпугивать как врагов, так и злых духов и, тем самым, оберегать хозяина данной вещи. Это были своего рода обереги-талисманы. Поэтому для меня, как для художника, огромный интерес прикоснуться к этой культуре и почувствовать глубину вложенного смысла».
«Птицы», скульптор Сергей Кныш |
Фигуры вытачивают из известняка. Мастера используют как современные инструменты, так и традиционные технологии, которые применяют камнетёсы на протяжении многих веков для раскалывания камня. Мягкий и хрупкий в обработке известняк, вносит свои коррективы в работу.
Антон Плохоцкий, скульптор: «Скифо-сибирский звериный стиль выделяется особой манерой изображения животных, но так как мы работаем с известняком с вкраплениями кварцита, довольно сложном в обработке, то скульптуру, конечно, необходимо было адаптировать к материалу и конечно размеру».
«Сокол», скульптор Сергей Малютов |
Интересно, что камень со временем становится значительно твёрже. Свежедобытый известняк мягче, чем вылежавшийся на воздухе. Этим свойством обладают все кальциевые породы. На воздухе известняк теряет влагу и становятся значительно твёрже. Новые каменные фигуры дополнят коллекцию половецких скульптур, которые установлены сейчас в парке.
«Пантера», скульптор Александр Жидков |
«Лежащий лев», скульптор Дмитрий Ряпасов |