Сантиметр за сантиметром каменная глыба превращается в святыню исчезнувшего народа. Столичные скульпторы высекают из известняка копии статуй, известных как «половецкие бабы». Наследие древних кочевников.
Фото: Сергей Белых
Московские мастера сами вызвались творить историю. До этого работали только с бронзой и деревом. С проблемой столкнулись в первый же день — расколоть двухтонный камень не так-то просто. Спас метод древних каменотёсов — вбить металлические прутья и стучать по ним пока глыба не треснет. Свои работы они называют вольными копиями. Сделать точную каменную реплику — сверхзадача. Как говорит мастер Антон Плохоцкий - «Тут такие, можно сказать, космические формы — надо иметь опыт, чтобы вот эту декоративность сохранить и передать именно образ древней скульптуры, потому что мы все с академическим образованием и делать здесь статуи Давида нельзя».
Половцы над такими скульптурами работали по году. У москвичей две недели — инструменты 21-го века позволяют. Болгарка отсекает всё лишнее — остаются антропоморфные очертания, условные черты лица. Предназначение изваяний — загадочно. То ли это символ плодородия, то ли оберег, то ли верстовой столб. Одно бесспорно — это красиво.
Если верить этнографическим данным, то получается, что никакие это не бабы. Ну, во первых, их было найдено очень много. И мужчин среди них чуть меньше, чем женщин. Во-вторых, все точки над i расставляет этимология. Настоящее название скульптуры «балбал». Что в переводе по одним данным — предок, по другим — камень с надписью. Но никак не половецкие дамы.
Вот и в природном парке «Олений» — от «половецких баб» только звучный термин. Есть здесь и мужская фигура, и детская. В основе — реальные музейные экспонаты, найденные в степи.
Сергей Кныш — скульптор:
«Уникальность этой скульптуры в том, что в отличие от остальных каменных женщин, у неё на руках не младенец, мальчик, воин, как положено по ритуальным традициям половецкой культуры, а девочка. Это единственная статуя. Которая дошла до нашего времени именно с таким изображением».
Поселятся каменные люди на просторах Оленьего парка в Краснинском районе. Природа добавит последние штрихи. Дождь смоет пыль, ветер отполирует, а солнце подрумянит.
По словам Игоря Долгополова — Управляющего природным парком «Олений» скульптуры в парк будут заказывать ещё. Сейчас парк пользуется большой популярностью среди туристов. Группы едут регулярно — и с области, и из Москвы, и из Воронежа. И нужно людям что-то показывать.
Камни в парке собирали и раньше — валуны здесь на каждом шагу. Статуи займут своё место — на туристических тропах. Территория огромная — в гости к половецким балбалам туристов будут возить на русской тройке.